Школа №1 с. Канглы
 
Новости
Контакты
Новости для родителей
Библиотека
Питание
ЕГЭ   ОГЭ
Олимпиады

История школы

Канглынская школа стоит в центре села. Отовсюду сюда стекаются вереницы детей. Вот они заполнили узкие коридоры, зашумели, закрутились в бешеном круговороте. Резко, как будто что- то уронили на пол, сначала звякнул, потом заколотился звонок. Тут же захлопали двери кабинетов, одинокие голоса слились с топотом ног, оживленный неровный шум постепенно стих. Начинается очередной учебный день… А как все начиналось? Оглушительная тишина гулких коридоров уносит мысли в даль, в глубину десятилетий и даже столетий истории села, школы.

Далекий 1868 год. Маленький аул Канглы. Голый, обдуваемый всеми ветрами. Ни деревца, ни куста. Саманные домики. Пыльные кривые улочки. После долгой переписки с губернскими властями (ногайцам долго отказывали в организации общеобразовательных школ) первыми добились на Северном Кавказе права открыть школу, по-видимому, благодаря тому, что здесь размещалось волостное управление, жители аула Канглы на Куме. В 1868 году в нем обучались 21 мальчик и 4 девочки.

Школы, созданные в ногайских аулах Северного Кавказа, назывались окружными и начальными и работали по специальному уставу. Окончившие начальную школу принимались во второй класс уездных училищ и в гимназию. Преподавание велось по программе русских школ. Учителями работали русские, ногайцы и представители других национальностей Северного Кавказа. В школе учили читать, писать, считать. Даже при ограниченной программе создание сети народного образования имело прогрессивное значение. Через школу ногайцы приобщались к русской культуре, овладевали русским языком, знакомились с произведениями русской классической литературы.

После Отечественной войны 1941-1945 годов во всех районах с ногайским населением началось восстановление старых и строительство новых школ. Велась большая работа по подготовке учительских кадров и вообще интеллигенции. В 1949-50 годах был осуществлен переход ко всеобщему семилетнему образованию. Что тогда представляла собой Канглынская школа?

Директором школы был Нафанаилов Михаил Алексеевич. Занятия проходили в двух помещениях: одно было на месте нынешней начальной школы, другое - в бывших мастерских, расположенных напротив нынешней мечети. Освещение было за счет двигателя, который часто выходил из строя, тогда занятия проходили при керосиновых лампах. Отопление печное. В классах сидели 20-25 человек, позже учеников стало больше, классных комнат не хватало, поэтому занимались в частном жилом доме, на месте которого сейчас стоит дом Самодиновых. "Писали чернилами из чернильниц и пузырьков, каждый ученик имел перочистку, чтобы не напачкать руки и парту",- вспоминала Александра Егоровна Балютина, учительница немецкого языка.

В Канглах школа всегда являлась культурным, научным и просветительским центром. Такова она и сейчас. Такой она была и в далекие 50-е, 60-е годы. Школа стояла в самом центре села. Она была небольшая. Низкое длинное строение с двумя небольшими пристройками в двух концах: коридорчик, а в другом конце – библиотека. Коридор маленький и темный. Три классные комнаты. Две большие, а одна маленькая. Оборудованы они были предельно просто. Широкие черные доски, очень тяжелые парты с откидными крышками. Спортзала не было. Уроками физкультуры зимой занимались прямо в коридоре, с потолка которого свисали два тяжелых каната. На всю жизнь учащимся тех лет запомнился звонок - самый настоящий, переливчатый бронзовый колокольчик.

Школьный двор той поры казался чем-то сказочным и прекрасным. Аульчик был пустынный, голый, без зелени. И оживлял скудный сельский пейзаж – школьный двор. Он, наверно, до сих пор снится тем, кто окончил школу 40-50 лет тому назад - весь зеленый, обсаженный огромными акациями и сиренью. За школой располагался чудесный сад – единственный в Канглах.

Окружающий мир познавался через книги. Чтение тогда служило и светом, и радио, и телевидением, и газетами. На уроках литературы часто вместо программного материала устраивались живые, острые диспуты по материалам последних номеров литературно-художественных журналов "Нева", "Москва", "Дружба народов", "Иностранная литература", "Юность". Нельзя не назвать учителей тех лет, которые в холодные послевоенные годы несли свои знания, свое тепло детям нашего села. Тамара Беслановна Мустафаева, Мария Кузьминична Ткаченко, Владимир Павлович Прикот… Этот список можно продолжать, ибо это имена, запомнившиеся не одному поколению выпускников средней школы №10 (какой она стала в 60-е годы). Список тех, что сделал школу – школой жизни, помог сохранить о ней самые добрые чувства и воспоминания.

Еще один аспект работы тогда вспоминает нынешний директор Канглынской школы Ахметова Айшат Абдуловна: "Директором школы был Северов Виктор Иосифович, завучем – Абакумова Нина Васильевна. В школе работали две ученические организации: пионерская и комсомольская. Сильно было развито школьное самоуправление. Ребячья жизнь била ключом. Участники походов по местам Боевой славы, активные члены ученической бригады вывозились на море. Была развернута огромная работа по празднованию столетия со дня рождения В.И.Ленина. Учащиеся школы становились лауреатами краевых и российских смотров художественной самодеятельности".

Особо останавливается на развитии художественной самодеятельности в Канглынской школе тех лет, ветеран труда Дядина Л.Н. Она вспоминает: "Наши дети очень любили петь и танцевать. У нас был танцевальный кружок – ансамбль ногайского танца. Девочки показывали элементы национальных танцев, я перебрала немало книг об истории ногайцев, мне хотелось восстановить именно ногайский костюм и ногайский танец. Чтобы выглядеть более или менее профессионально, нужно было начинать подготовку с азов. Первой нашей проблемой была осанка моих красавиц, она желала лучшего. Да и о какой осанке могла идти речь, когда они приходили на репетицию после шестого урока, уставшие и согбенные. Приходилось "выпрямлять" девчат. Висели на шведской стенке несколько минут, потом строились в шеренгу, клали себе на головы портфели и лебедями плыли на носочках по спортзалу, отчего учитель физкультуры Виктор Умарович был счастлив. У него были свои тренировки в этом зале, часто одновременно плыли мои лебедушки и стучали шары настольного тенниса"

Но трудности в жизни для того и даются, чтобы их преодолевать. Мы выстояли, заняли первое место на городском смотре, а потом начался наш вояж по сценам. Где мы только не выступали! В Пятигорском театре оперетты, на сцене летнего театра Пятигорска, в Кисловодском театре, во дворце имени Гагарина в Ставрополе. Там был краевой конкурс танцевальных коллективов, и мы представляли клуб села Канглы. Выступали наравне с такими прославленными коллективами как ансамбль под руководством Ересько. Это были настоящие профессионалы. На Всероссийском смотре в Ростове мы получили Диплом I степени. В Москву нас не взяли только потому, что девочки были школьного возраста. Мы повидали ансамбли народного танца Осетии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии. Дети соприкоснулись с языком искусства разных народов. Эти поездки надолго остались в памяти каждого.

Жизнь не стоит на месте. Что-то исчезает, что-то появляется, мы теряем, приобретаем, развиваем и строим. Так и Канглынская школа. В 1962 году ребятам устроили новоселье – сдали в эксплуатацию новое здание школы. В 1977 году к нему пристроили еще 8 классных комнат, в 1981 году – столовую и еще 2 классные комнаты. Пожалуй, 70-е, 80-е годы в работе школы были очень насыщенными. Новое здание школы помогло устроиться комфортабельно (в условиях тех лет). Кабинетная система усилила творческий потенциал учителей. С 1976 года школа стала опорной школой Ставропольского института усовершенствования учителей. На базе школы проводились краевые семинары заведующих ГорОНО и РОНО, заведующих методическими кабинетами городов и районов края. В 1984 году школа принимала и рассказывала об опыте своей работы директорам институтов усовершенствования учителей Украины, Закавказья, Москвы и других регионов страны. Ежегодно в школе проводились семинары для директоров и завучей района. Методический кабинет школы занимал первое место в крае в течение 10 лет. Руководила им Абакумова Н.В. Распространенной формой изучения передового опыта были встречи наших учителей с педколлективами школ городов Пятигорска, Георгиевска, Невинномысска, Ставрополя. Учебные кабинеты стали одними из лучших в районе. Творческая работа педколлектива давала свои результаты. Около половины учащихся обучались на "4" и "5".

Трудолюбие, высокая требовательность к себе, интеллектуальность позволили многим учителям найти свой путь к сердцам детей, стать для них настоящими наставниками. Их усилия не пропали даром – выпускники Канглынской школы – желанные студенты различных вузов страны. А многие по стопам своих наставников выбрали нелегкую долю учителя и вернулись в родную школу специалистами-предметниками. Они сумели сохранить традиции школы, лучшее, что было достигнуто в предыдущие годы.

И вместе с тем школа не стояла на месте. Примером того, что новое время требует новых подходов к воспитанию и обучению учащихся, стала деятельность сегодняшнего директора школы Ахметовой Айшат Абдуловны, тоже выпускницы Канглынской школы, окончившей химико-биологический факультет Кабардино-Балкарского университета. Директором школы она была назначена в октябре 1990 года. С самого начала Айшат Абдуловна направила усилия педагогического коллектива на творческий поиск, заключающийся в стремлении к "индивидуализации" школы. Исходя из этого, основными проблемами, которые решает по настоящее время коллектив учителей, стали:
- Возрождение истории, культуры и традиций ногайского народа;
- Пути повышения эффективности уроков.

В августе 2004 года строители УМС "Минераловодское" во главе с Зосимом Шахбазовым заложили первый камень на строительстве новой школы. А уже в 2009 году новое здание было принято в эксплуатацию.

Книга "Здравствуй, школа!"

В 2008 году вышла в печать книга Арисовой К.А. "Здравствуй, школа!", которая знакомит с историей школы, рассказывает о людях, которые трудятся в ней, о ее выпускниках. С ее страниц перед нами встает образ учителя, человека вдумчивого, творческого.
Большинство из тех, кого представляет книга, люди цельные, огромной душевной щедрости, безгранично преданные своей профессии. Я благодарна всем, кто внес свою лепту в создании летописи школы: учителям, ветеранам педагогического труда Абакумовой Н.В., Букреевой Т.В., Кузнецову П.Т., Дядиной Л.Н., Кононову В.Г., Павловой С.В.; выпускникам разных поколений Асанову М.М, Мусалимову А.А. Сабанчиеву Ю.А., Кулиевой Г.Ш, Лайшуковой А.А, техническому редактору Арисовой А.А.

Выпускники школы и жители села Алиев К.А., Арисов И.Б., Авлисова Ф.Н., Акиев У.С., Акиев Р.У., Акаува А.К., Ажмуратова М.К., Ажмуратов Р.Н., Ахметов А.С., Алиев Ф.М., Ажисламов А.М., Адисова А.Я., Ахмеджанов К.Н., Асанов М.М., Белялов А.Ш., Белялов С.И., Берсланов Б.А., Берсланов С.А., Батырсаева М.И., Ваисов Д.М., Гаджиева А.А., Гребенюк А.В., Дарманова А.А., Исламов А.М., Исламов З.А., Исламов Б.З., Канивец П.П., Калмыкаев Э.М., Кокозова К.А., Казикова М.С., Купшаков И.М, Капарова А.Х., Менгалиев С.Р., Манкаева С.У., Махмутов Р.С., Маликов А.М., Мирзоев Э.А., Максимов И.С., Мустафаев Р.И., Мусалимов А.А., Мясоедова С.П., Нурлиев К.К., Пашаев М.О., Сабанчиев Ю.А., Салиев Н.А., Суюнов Н.Р., Ступаков Д.В., Самутова З.Х., Токарев с.А., Уталисов Р.З., Хусинова Ф.А., Халилов Э.И., Шалтумаев И.З., Шагумов К.А., Шогов Ю.М., Эдиков А.Р., Эмзеев М.А., выпускники 2008 года, директор УАВР «Кавказтрансгаз» Магомедов М.Т. оказали материальную поддержку в издании книги «Здравствуй, школа!»